Платформа-О 2018
Армия-2018: Ракетный КамАЗ переехал батьку Лукашенко
Ядерный паритет между РФ и США не может зависеть от капризов лидера Белоруссии
...
Таким образом, на окончательно обезумевшую вскоре Украину мы могли больше не оглядываться. А то обстоятельство, что ракету нового комплекса перевозил все же не российский, а белорусский тягач МЗКТ-79221, поначалу особых беспокойств не вызывало. Москва и Минск публично всюду заявляли о намерениях вот-вот создать полноценное Союзное государство. С единой валютой, парламентом и с чем-то там еще. А что за счеты между верными союзниками?
Но реальные шаги политиков оказались таковы, что с этим многообещающим проектом как-то сразу не заладилось. Взаимные упреки копились, скрывать их в обеих столицах становилось все трудней. Союз РФ и РБ все больше походил на простую декларацию и демагогическое прикрытие для чиновничьего «распила» щедрых бюджетных средств. В Москве забеспокоились: выходило, что сначала мобильный «Тополь-М», а затем и его развитие — «Ярс» мы построили. Но если вдруг непредсказуемый лидер Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз решит показать свой крутой норов — тогда новые межконтинентальные баллистические ракеты хоть на асфальте выкладывай.
Предложенное российской стороной решение выглядело простым и логичным. Мы попросили Батьку продать нам Минский завод колесных тягачей. Тем более, что едва ли не 90 процентов его продукции и так покупает именно Москва. Причем не менее 70 процентов — в рамках российского госборонзаказа.
Как показали дальнейшие события, Лукашенко отлично понимал, что в этом вопросе Москва у него на очень жестком и коротком поводке. И решил не продешевить. Цену заломил просто запредельную. По некотором данным — 3 миллиарда долларов. При этом специалисты в Москве утверждали, что за 2 миллиарда «зеленых» подобный завод можно поставить где угодно. Даже в чистом поле.
.....
В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев силу этих «дружеских объятий» прокомментировал так: «С этим МЗКТ веселая история. Они три года продавали этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились… Если не хотят продавать — не надо, мы на КамАЗе наладим производство».
Лукашенко откликнулся буквально тут же: «Очень активно себя в этом направлении ведёт Российская Федерация: „Мы хотим, мы хотим, продайте нам этот завод“. Когда мы начинаем называть цену — они широко открывают глаза. Тогда я говорю: „До свидания“… Завод можно построить, стены недорого стоят, оборудование можно купить, и кредиты дадут те, кто производит оборудование. А вот людей научить работать на этом оборудовании и в этих стенах, создать школу для того, чтобы получать качественный продукт — это даже не годы, а это десятилетия».
Батька тут же лично съездил на МЗКТ и итог подвел уже в его стенах: «Нас пугают, что Россия, мол, изобретёт свои „сороконожки“ и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают!».
Вот на таком фоне в 2008 году мы и принялись создавать на Каме собственные супертягачи для ракетных вооружений. Без сомнения, это и вправду оказалось делом почти непосильным. И денег наверняка проект проглотил просто прорву. Потому что задача была сделать тягач для «стратегов» к 2015 году. А справились с ней, выходит, только сейчас.
.....
С самого начала было выбрано принципиально иное направление конструирования машин, чем в Минске. Без сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов. Вместо них — дизель-электрические приводы с электромоторами, которые встроены в ступицы колеса. Такая схема позволяет колесам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Что сильно повышает проходимость и маневренность тягача.
Другие характеристики нового российского тягача тоже впечатляют. Почти все — выше, чем у белорусов. Скорость — 60 км/ч против 40 км/ч, наибольшая глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, наибольший угол преодолеваемого подъема — 20 градусов против 10 градусов.
......
Но что теперь будет с уникальным Минским заводом колесных тягачей, нужды в котором у России все меньше и меньше? Что будет с его персоналом, который, как утверждают, насчитывает порядка 4,5 тысяч человек и работает почти исключительно на наш рынок? Спрашивать об этом минчанам следует, очевидно, у своего не в меру хозяйственного Батьки Лукашенко.
Александр Григорьевич, кстати, похоже, уже нашел заводу новый рынок сбыта. Как известно, Украина сейчас вовсю пыжится создать собственный оперативно-тактический комплекс «Гром-2», чтобы с его помощью попытаться обстреливать Москву. Закрытый тентом самоходный макет «Грома-2» в объективы телекамер впервые попал в мае прошлого года. И в мчавшемся по дороге тягаче был немедленно опознан минский МЗКТ-79292 грузоподъемностью 35 тонн. Так что если допустить, что каким-нибудь чудом ОТРК «Гром-2» Киев когда-нибудь все же доведет до ума, — вклад нашего ближайшего союзника в это событие будет если не решающим, то весьма существенным.
Кстати, — вы заметили? — пустопорожних разговоров о Союзном государстве в последнее время все меньше и меньше. И это ни хорошо, ни плохо. Просто — реальность, от которой не убежать ни Москве, ни Минску.
С АфтерШока